Яппиля перевод с финского

Вишнёвка и Яппиля

До 1939 г. селение Ylakyla входило в состав волости Уусикиркко Выборгской губернии (Финляндия). В переводе с финского Ylakyla означает «Верхняя деревня». Селение Юлякюля, наряду с соседними селениями Валтонен, Юликюля, Старый и Новый Тухканен, Пескенмяки, Миконмяки, Палвола, Лехтола, Ярвипелто, Ватимаа, Кайвопелто, Пиенсави, входило в состав большой деревни Яппиля, площадь которой составляла 25 км2. Следует отметить, что ввиду своей раздробленности общее название деревни на официальных топографических картах вообще не указывалось. Название Яппиля относилось только к железнодорожной платформе, появившейся в 1915 году.

Топоним Яппиля вероятнее всего образован от антропонима. Однако он мог образоваться и в результате искажений, вызванных неправильной записью финских топонимов Ярвенпелто (Озерное поле) или Ярвенпяа (Край озера) в шведских документах, а в дальнейшем и при перенесении искаженных вариантов вторично в финскую языковую среду.

Раздробленное расположение групп отдельно стоящих домов характерное вообще для карельских деревень было обусловлено прежде всего географическим фактором: всхолмленный пересеченный рельеф позволял использовать под застройку только непригодные для земледелия небольшие каменистые площадки на возвышенностях. Их окружали возделываемые угодья, перемежавшиеся с неудобьями, болотами и сосновыми борами. Только так крестьяне могли с наибольшей степенью эффективности использовать все плодородные земли деревни, находящиеся на склонах холмов. Самым высоким местом деревни являлась горка Пескенмяки, поднимающаяся на 100 метров над уровнем моря.

Земледелие и животноводство являлись основными занятиями жителей Яппиля. Во многих хозяйствах имелись также фруктовые сады. Дополнительный заработок приносили лесоразработки, рыболовство и кустарные промыслы. Все работы, требующие значительных усилий, местные крестьяне выполняли объединяясь с жителями соседних деревень. Земельные наделы у большинства крестьян были небольшими. На них возделывали главным образом рожь, овес, ячмень и картофель. Пшеницу сеяли лишь немногие. Зерна хватало не только на потребности семьи, но также значительная часть продукции шла на продажу. До 1918 года большую долю в товарном производстве занимало рыболовство. Зимой на льду Финского залива крестьяне строили даже небольшие домики, в которых жили до нескольких недель. Свежую рыбу на санях везли по зимникам прямо в Санкт-Петербург. После закрытия границы лучшие места лова стали недоступны и рыболовство пошло на убыль.

В начале XIX века российский немец Матиас Рош основал в юго-западной части деревни Яппиля стекольный завод. Площадь имения Роша составляла 800 гектар, из которых только 65 га приходилось на пахотные угодья. Завод начал давать продукцию в 1803 году. По смерти владельца в 1831 г. завод был продан из-за споров в отношении наследства. Недвижимость купил зять Роша немец Йозеф Шульц, который владел стекольным заводом в Лейстиля. Стекольный завод в Яппиля прекратил свою деятельность в 1846 году также в связи со смертью владельца. Местность, где стоял завод и усадьба Роша стала называться Руукин хови, что означает «Усадьба заводчика».

Накануне Первой мировой войны в 1914 году начались работы по строительству железнодорожной ветки от Териоки до Койвисто, которые закончились в 1916. Строительство дороги внесло оживление в деревенское однообразие. Семьи строительных рабочих арендовали комнаты у местных крестьян, их дети ходили в одну школу, завязывались новые браки. Доходы от сдачи жилья, от продажи различных стройматериалов подрядчикам резко подняли уровень жизни обитателей деревни. Остановочный пункт Яппиля появился в 1915 году. Вначале на нем не было никаких строений. Позднее у платформы появилась маленькое станционное здание, в котором можно было обогреться в ожидании поезда. В те времена в сидячих вагонах зимой было холодно ехать. Хотя в них и были крошечные печурки, но проводник редко следил, чтобы они топились. Пассажиры сами заботились об этом и прихватывали в дорогу с собой дровишки. В Яппиля поезда встречал и провожал станционный смотритель Валтонен.

Деревня Яппиля была окружена ожерельем различных по величине озер, покоящихся в ледниковых котловинах. Самое большое из них, Юлисъярви, отличалось двумя красивыми островками Суурсаари и Пьенсаари (Большой и Малый). Все озера были богаты рыбой, которая существенно дополняла рацион крестьянского питания.

Живописная местность привлекала богатых петербуржцев, которые успели построить здесь свои летние особняки. Наиболее роскошные виллы принадлежали крупному капиталисту Вартану Пастакову и дворянину Ивану Бонялевичу. После 1918 г. оставшимся в Финляндии русским пришлось находиться уже на положении эмигрантов. Многие прежним русским владельцам вообще не удалось вернуться в Финляндию из революционного Петрограда. Брошенные ими особняки постепенно распродали и перевезли в различные районы Финляндии. До эвакуации 1939 года в Яппиля проживали семьи Беранже, Лилиеквиста, Квика, Гульбе и др.

Общественные организации, действовавшие в Яппиля в середине 30-х годов, были представлены отделениями Молодежного общества, шюцкора и Лотта Свярд, общества Мартта. В Яппиля действовала только начальная школа, старшеклассники же посещали народную школу деревни Кайпиала.

Из постоянных довоенных жителей деревни Яппиля в первую очередь следует упомянуть семьи, носившие фамилии Валтонен, Тухканен, Санталайнен, Сакси, Расимус и Тойвонен.

На 1939 год деревня Яппиля состояла из 65 крестьянских имений. В декабре 1939 г. деревня сгорела почти полностью. В августе 1941 в Яппиля сохранился только один-единственный дом и несколько полуразрушенных строений. 41 хозяйство превратилось в пепел. Большинство домов деревни подняли из руин вернувшиеся в 1942 г. бывшие жители Яппиля, которым пришлось окончательно оставить свою землю летом 1944 г. Вслед за ними осваивать завоеванные территории пришли советские переселенцы.

В местечке Валтонен разместилось подсобное хозяйство фабрики им. Луначарского. По решению расширенного заседания исполкома Кайпиальского сельсовета депутатов трудящихся от 26 июня 1947 г. селениям Валтонен, Юлякюля и Тухканен были присвоены новые наименования – «дер. Бугры», «д. Вишневка» и «д. Овражная» соответственно. Выбор топонимов был обусловлен «природными условиями». Переименования были закреплены Указом Президиума ВС РСФСР от 13 января 1949 г.

В советское время в этих деревнях можно было заметить реликты сельского хозяйства, но теперь местность покрылась многочисленными дачами и коттеджами, а в окрестных лесах осели садоводческие массивы.

Небезынтересно упомянуть, что от платформы Яппиля в период с 1942 по 1944 год была протянута дополнительная железнодорожная ветка к деревне Сейвясте, расположенной на берегу Финского залива. Эта ветка имела стратегическое значение, так как по ней осуществлялась доставка боеприпасов от небольшой гавани Сейвясте на финские оборонительные позиции. Между платформами Яппиля и Сейвясте была построена товарная станция Вихмала, где находились склады боеприпасов. В середине июня 1944 года в районе полустанка Яппиля отряды сдерживания 1-го терийокского егерского батальона вели оборонительные бои с превосходящими силами Красной Армии. В настоящее время от этой ветки осталась только насыпь, которая частично используется как лесная дорога.

Источник

Яппиля перевод с финского

До 1939 г. селение Ylakyla входило в состав волости Уусикиркко Выборгской губернии (Финляндия). В переводе с финского Ylakyla означает «Верхняя деревня». Селение Юлякюля, наряду с соседними селениями Валтонен, Юликюля, Старый и Новый Тухканен, Пескенмяки, Миконмяки, Палвола, Лехтола, Ярвипелто, Ватимаа, Кайвопелто, Пиенсави, входило в состав большой деревни Яппиля, площадь которой составляла 25 км2. Следует отметить, что ввиду своей раздробленности общее название деревни на официальных топографических картах вообще не указывалось. Название Яппиля относилось только к железнодорожной платформе, появившейся в 1915 году.

Земледелие и животноводство являлись основными занятиями жителей Яппиля. Во многих хозяйствах имелись также фруктовые сады. Дополнительный заработок приносили лесоразработки, рыболовство и кустарные промыслы. Все работы, требующие значительных усилий, местные крестьяне выполняли объединяясь с жителями соседних деревень. Земельные наделы у большинства крестьян были небольшими. На них возделывали главным образом рожь, овес, ячмень и картофель. Пшеницу сеяли лишь немногие. Зерна хватало не только на потребности семьи, но также значительная часть продукции шла на продажу. До 1918 года большую долю в товарном производстве занимало рыболовство. Зимой на льду Финского залива крестьяне строили даже небольшие домики, в которых жили до нескольких недель. Свежую рыбу на санях везли по зимникам прямо в Санкт-Петербург. После закрытия границы лучшие места лова стали недоступны и рыболовство пошло на убыль.

Накануне Первой мировой войны в 1914 году начались работы по строительству железнодорожной ветки от Териоки до Койвисто, которые закончились в 1916. Строительство дороги внесло оживление в деревенское однообразие. Семьи строительных рабочих арендовали комнаты у местных крестьян, их дети ходили в одну школу, завязывались новые браки. Доходы от сдачи жилья, от продажи различных стройматериалов подрядчикам резко подняли уровень жизни обитателей деревни. Остановочный пункт Яппиля появился в 1915 году. Вначале на нем не было никаких строений. Позднее у платформы появилась маленькое станционное здание, в котором можно было обогреться в ожидании поезда. В те времена в сидячих вагонах зимой было холодно ехать. Хотя в них и были крошечные печурки, но проводник редко следил, чтобы они топились. Пассажиры сами заботились об этом и прихватывали в дорогу с собой дровишки. В Яппиля поезда встречал и провожал станционный смотритель Валтонен.

Деревня Яппиля была окружена ожерельем различных по величине озер, покоящихся в ледниковых котловинах. Самое большое из них, Юлисъярви, отличалось двумя красивыми островками Суурсаари и Пьенсаари (Большой и Малый). Все озера были богаты рыбой, которая существенно дополняла рацион крестьянского питания.

Живописная местность привлекала богатых петербуржцев, которые успели построить здесь свои летние особняки. Наиболее роскошные виллы принадлежали крупному капиталисту Вартану Пастакову и дворянину Ивану Бонялевичу. После 1918 г. оставшимся в Финляндии русским пришлось находиться уже на положении эмигрантов. Многие прежним русским владельцам вообще не удалось вернуться в Финляндию из революционного Петрограда. Брошенные ими особняки постепенно распродали и перевезли в различные районы Финляндии. До эвакуации 1939 года в Яппиля проживали семьи Беранже, Лилиеквиста, Квика, Гульбе и др.

На 1939 год деревня Яппиля состояла из 65 крестьянских имений. В декабре 1939 г. деревня сгорела почти полностью. В августе 1941 в Яппиля сохранился только один-единственный дом и несколько полуразрушенных строений. 41 хозяйство превратилось в пепел. Большинство домов деревни подняли из руин вернувшиеся в 1942 г. бывшие жители Яппиля, которым пришлось окончательно оставить свою землю летом 1944 г. Вслед за ними осваивать завоеванные территории пришли советские переселенцы.

Источник

7 чудесных озер возле станции Яппиля

После Зеленогорска начинается та самая Приморская ветка, и на ней нет электричества. Поэтому в Приморске электричка стоит целых 20 минут, ожидая, пока к ней прицепят тепловоз.

Тепловоз тоже старый, во время движения сильно дымит, испуская едкие черные облака. Но вот он прицепляется, и тащит нас медленно и лениво в сторону Приморска.

В рижской электричке остался даже один древний вагон с мягкими сиденьями. Как в нашем детстве. Мне машет в камеру путешественник Борис. Ему 77 лет, но он не испугался пройти с нами 20 километров по холмам и лесам!

Вода в нем прозрачная

Можно любоваться природой, которая не испорчена видами пьяных тел, а также сотен машин на берегах озер

Путешественники к дождю готовы

Идем по дорожке вдоль озера. Кто-то прямо на дороге разводил костер

Кто-то стильно и изящно тут отдыхал. Как настоящий индеец.

Лишь одна машина на всем озере. В жару было бы 10-20.

Верхнее Смежное озеро. Расположено неподалеку. Тут тоже бывают отдыхающие, хотя реже. Есть оборудованные стоянки и купальни

Привал. Пора поесть

Нижнее Смежное озеро следующее у нас на пути.

Озера потому и Смежные, что соединены друг с другом протокой. К нижнему даже дорог на карте не обозначено. Но мы дорогу все ж находим.

Самое заболоченное из всех озер. Берега торфяные, прогибающиеся под тем, кто по ним идет. Такой качающийся ковер называется сплавиной, или плавиной.

Тут даже лесенка есть

Кусок торфяной сплавины. Когда такие куски отрываются от берега, они превращаются в плавающие острова

Достоинством таких озер является то, что тут всегда безлюдно. Можно отдыхать от людей, если их на других озерах много

У наших путешественниц хорошее настроение! Потому что природа красивая вокруг.

Борис рассказывает нам про птиц, живущих в наших лесах. Он биолог. Любовь к природе, как я полагаю, и позволила ему в 77 лет оставаться в отличной форме. Он идет в походе бодрее молодых.

Мы идем по лесной тропе вдоль его протяженных берегов, к самым красивым местам

Это озеро самое интересное. У него очень затейливая форма, много заливов и мысов.

Люблю такие озера. Они очень красивые!

Вот как оно выглядит на карте. За свою форму местные его называют «Пистолет». Интереснее всего его небольшой заливчик в южной части, представляющий собой по сути отдельное озерцо.

Идем к одному из мысов

Судя по дорожке, место популярное. Хорошо, что погода плохая, и нигде ни души!

Здесь больше всего интересных пейзажей

А вот эта узкая коса отделяет заливчик в южной части от остальной части озера

Идем ближе. Вид с косы

Вот эта протока. Пролив из маленького озера в большое.

Часть протоки со стороны Плетневого озера

Фотосессия на фоне красивой природы

Крутые склоны ледниковых холмов

А вот и летние опятки! Открываю сезон сбора грибов 2 июня! Ура!

Озеро Комонь. Дошли наконец. Красивое, прозрачное

На фото видно мои ступни, стоящие на дне. Сами можете предствить, какая прозрачная вода, если даже в хмурую темноватую погоду все хорошо видно

Несмотря на температуру +12 и дождь, остальные тоже попрыгали в воду!

Красота озера Комонь

Хорошо тут, когда нет никого. Мы видели лишь 3 палатки. В жару их сотня минимум.

Вид с дороги. Тот берег, где мы отдыхали

Красота прозрачной воды

Озеро Блесна. Самое прозрачное. Снова дождик и туман, и фото испортились

Последнее фото Блесны

Приветное озеро встречает кучей мусора. Этой куче уже лет пять. Сюда не смогли добраться те, кто почистили другие озера. Раньше такие же кучи были там, только высотой метров пять. Эту кучу надо как-нибудь сжечь дотла

А озеро очень красивое! И тоже с прозрачной и чистой водой.

Домой возвращаемся тем же антикварным поездом. Тепловоз тянет электричку до Зеленогорска. Там она стоит 40 минут, потом едет в Петербург. Мы пересядем за это время на обычную электричку, и вернемся домой пораньше.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Научные работы на RJ-diplom.ru
Adblock
detector