Пельга перевод с удмуртского

Названия удмуртских деревень

Долго иль мало живу я в родной Удмуртии, вот уже четвертый десяток, но так и не перестаю восхищаться названиями удмуртских деревень. Есть в них что-то, что может рассмешить до слез или огорчит опять же до тех же самых слез.

Порассуждал пользователь www.yaplakal.com kuzebay:
Начну свое повествование с деревни под названием Гондырево. Всем может показаться, что слово несколько созвучно с искаженно-падонкаффским «Гондон», ан нет! В переводе с удмуртского языка Гондыр – это Медведь, вот и получается, что дословный перевод названия села на русский язык – Медведево.
Не знаю, чем оперировали люди, назвавшие свою деревню Кукуй. До присвоения статуса «поселок», это было село Кукуево. А помните частушку:
«По реке плывет кирпич из села Кукуево,
ну пусть себе плывет деревяшка. »?

Деревня Лудзи–Мудзи рядом с которой на горе расположилась деревня Абдэс–Урдэс. В Лудзях–Мудзях делают лузы для бильярдных столов, а Абдэс известен тем, что в нем есть продовольственный магазин «Урдэс». С похожим названием имеется деревня, носящее гордое имя Непременная Лудзя, в ней доделывают лузы от бильярдных столов и отвозят за границу, то бишь в Кировскую область или Татарстан, где их заворачивают в красивую обертку и выкидывают. Шутка конечно…

Деревня Поршур. Имеет два филиала в Республики на севере и юго-востоке. Основная деятельность деревни это производство и реализация «Porsh –УР». Поршуровцев ласково называют Кайенцами.

Деревня Двигатель. Деревня знаменательна тем, что в ней располагается производство Savilu и тем, что рядом есть еще одна деревня под названием Самолет. Могу предположить, что падая на удмуртскую землю в 1943 году подбитый немецкий самолет уронил/потерял двигатель. Темные удмурты, выйдя из леса, возрадовались сему счастью и вокруг него построили дома. Двигатель был священен и в его честь назвали деревню, но в 1991 году его продали на металлолом, так как узнали, что двигатели могут быть круче.

Деревня Махан–Пельга. Одна старая удмуртка говорила, что пельгой назвалось старое северное племя удмуртов, занимающихся земледелием и скотоводством, а слово Мохан предположительно пришло из тюркского, обозначающее виноделие. Уважающий себя Моханец пьет исключительно Кумышку изготовленную собственными руками.

Деревня Уч–Пучто. УЧит, что от капусты и пельменей ПУЧит, а чТО? – поговоривал Кузебай Герд (удмуртский писатель). Кстати, в честь удмуртского писателя была названа деревня Кузебаево. Зажиточные сельские удмурты чтут за честь назвать первого своего сына Кузебаем, а тех, кого не назвали оным именем, бьются в истерике.

Деревня Подмой. Рядом с деревней, старики поговаривают, проходил Екатерининский тракт, по ходу которого находят старинные монеты и различные ценности. Я могу предположить, что после этой деревни не было воды, поэтому рекомендовалось принять водные процедуры, отсюда и название.

Деревни Чеганда, Быргында, Ныргында – эти деревни расположились в южном удмуртском рыболовном раю. Старая удмуртская поговорка тех краев: «Помидоры мы едим зеленные, бананы мы едим зеленые, ладно хоть огурцы кушаем желтые…» От Ижевска (столица Удмуртии) около 130 км, деревни располагаются рядом друг от друга. Вы бы знали какая там природа и рыбалка…

Деревня Мальчиково и деревня Самки. Думаю названия говорят сами за себя, но все же отмечу, что между этими деревнями есть два села под названием Балуй и Балдейка. Всё как у людей…

Деревня Верх–Уди. Сначала это был просто указатель обозначающий обход высокой горы, ведущий на тракт. Удмурты, недолго думая, не тратясь на указатель, развернули под ним деревеньку.

Деревня Кияик. Название деревни можно перевести как мужской детородный орган.

Деревня Чушкаськем. Проезжающие мимо путешественники, пытаясь произнести название деревни, становятся на всю жизнь картавыми, а если возвращаются по тому же пути – еще и заиками.

Деревня Янга–аул. Деревня мало чем примечательная, интересен факт, что колодцы в ней называют учкудуками.

Деревня Коньки. Конькобежцы настолько суровы, что даже летом не снимаю коньков. На то они и коньки.

Название деревень, не вошедших в опус:
— Штанигурт;
— Осеньчуги;
— Желтопи;
— Удмурт–Зязьгор;
— Петуньки;
— Шевырялово
— Монья
— Какси;
— Шмыки;
— Бабашур
— Мочешур;
— Пушкет;
— Шамардан;
— Кыпка;
— Долдыкар;
— Мувыр;
— Чутырь;
— Адам–Учи;
— Катыши;
— Чутожмон;
— Чумойтло и многие другие.

Красивые и веселые названия – это еще не самое большое богатство удмуртской земли. Самым ценным здесь является человеческая душевность. Много раз мне приходилось заезжать в глухие удмуртские деревни, где абсолютно незнакомые мне люди приглашали меня за стол откушать с ними хлеб-соль, сходить в баньку по-черному…

А какие названия деревень нашей республики запомнились Вам?

Источник

Деревни Удмуртии: тайна названий

У каждой деревни есть своя история, легенда о происхождении. Сказания о населенных пунктах порой сказочные и фантастические, а иногда близки к научным объяснениям. Также у большинства деревень Удмуртии сразу два названия, а то и больше – русское и удмуртское. Корреспондент ИА «Удмуртия» подготовил подборку легенд и научных объяснений о деревнях республики.

В Алнашском районе расположена деревня с мистическим названием Шайтангурт или Шайтаново («деревня чертей»). Существует несколько легенд о ее происхождении. Говорят, что во время крестьянской войны (1773-1775 г.) Емельян Пугачев ходил по местам, где находится современная деревня. Местные жители не поприветствовали его «с хлебом и солью», что не понравилось Пугачеву, поэтому он назвал жителей тех мест «шайтанами». Так, деревня получила такое название. А вторая легенда гласит, что в этих местах жили два племени, одно из них носило название Шайтан. Они не ладили между собой, порой доходило до сражений. После длительных междоусобиц одно племя ушло дальше, а племя Шайтан сдвинулось к горе, где в настоящее время расположена деревня Шайтангурт.

Фото: Алена Макарова ©

Михаил Атаманов в историко-этимологическом словаре топонимов Волго-Уральского региона «Язык земли удмуртской» объясняет, что деревню основали выходцы из Старой Шудьи, принадлежащие к воршудно-родовой группе Шудья (Чудья). Слово «шайтан» («злой дух», «дьявол») пришло в удмуртский язык из арабской мифологии через татарское посредство [Атаманов 2015, с. 885]. Исследователи не могут назвать причину, почему деревня носит такое мистическое название. В Шайтаново до сих пор чтят обычаи и традиции предков – здесь сохранились языческие обряды.

В народе существует красивая легенда основания деревни Карамас-Пельга Киясовского района. Юноша Карамас, который жил недалеко от Агрыза, батрачил в богатой удмуртской семье. Однажды он влюбился в дочь хозяина – Пельгу. Родители девушки были против любви молодых, так как те из разных сословий. Но любовь Карамаса и Пельги была готова пойти против всех уставов того времени – они решили сбежать. Они бежали через лес и нашли родник, который назвали Сарали. Но жить у ключа они не смогли, так как там водились змеи. Поэтому пара построила дом на горе. Так, смешалась татарская и удмуртская кровь, и образовался род Карамас-Пельга. В деревне есть деревянная скульптура, посвященная возлюбленным. Также в населенном пункте есть родник Сарали, его считают целебным.

Фото: Мария Шихова ©

Ученые говорят, что Карамас – дохристианское личное имя основателя деревни, а Пельга – это воршудно-родовое имя. Этот род пришел из деревни Итешево Малопургинского района [Атаманов 2015, с. 361].

Местные жители деревни Гурезь-Пудга (Партчи) Вавожского района говорят, что гору, на которой расположена современная деревня, рыхлили (удм. «партчаны») кабаны. От этого и удмуртское название деревни Партчи. А официальное название Гурезь-Пудга объясняется тем, что в эти места давным-давно пришел род Пудга и основал здесь поселение.

Ученые считают, что название Партчи произошло от слова «парч» — гора, возвышенность. В удмуртском языке это слово не используется, но в родственном коми языке оно сохранилось. А название Гурезь-Пудга произошло от слова «гурезь» («гора», «возвышенность») и «Пудга» (название воршудно-родовой группы) [Атаманов 2015, с. 614-615].

Деревня Большое Волково Вавожского района появилась на месте дремучего леса. Говорят, что одну семью выгнали из деревни, которая находилась недалеко от леса. Семья пробиралась все дальше и дальше в чащу и нашла полянку, где и остановилась. Со временем от одного дома образовалась целая деревня. Также местные жители говорят, что в этом лесу водились волки, которые часто наносили ущерб хозяйству.

Фото: Павел Зорин ©

Ученые говорят, что название образовалось от названия реки Итчи (Итцы) и Дӧкъя – воршудно-родовое имя [Атаманов 2015, с. 334].

Также деревню называют «Бадӟым Кион». По словам ученых, основателем деревни мог быть мужчина по имени Кион (раньше удмурты давали детям имена по названиям животных, чтобы защитить от злых духов).

На карте Игринского района можно найти деревню Сетпиево. Удмурты же называют ее Сьӧдпи («черный мальчик»). Местные жители говорят, что первым поселенцем здесь был темнокожий мужчина. Так и назвали деревню в честь первого жителя.

Ученые считают, что название деревни произошло от слова «Сьӧд» — дохристианское личное имя и «пи» («мальчик/сын»). Такое название («Черный (грязный) мальчик») отталкивает духа болезни. Вероятно, такое имя было у основателя деревни. В Глазовском районе есть деревня с таким же названием [Атаманов 2015, с. 742].

Существует легенда, что деревню Чирогурт в Балезинском районе основал мужчина по имени Чири. У него было два брата: Пири и Ото. Они подросли, и отец сказал, что пора искать собственный дом и обзавестись семьей. Так, братья вышли в путь. Они шли лесами и полями и нашли такие места, где можно построить дом. Так, в районе появились деревни Чирогурт и Пиригурт, а в Глазовском районе – Отогурт. А русское название Котегово объясняют тем, что деревню основал мужчина с фамилией Котегов.

Фото: Анастасия Поторочина ©

Ученые говорят, что свое название деревня получила от слова «чиро» (в диалектах есть зооним «чиро-чир» (жаворонок)). Также считают, что название произошло от дохристианского личного имени Чиру, Чири. Русское название тоже связано с именем Котег. Скорее всего, основателями деревни были мужчины с такими именами, они принадлежали к воршудно-родовой группе Дурга [Атаманов 2015, с. 854].

Говорят, что деревня Сюромошур появилась в Селтинском районе в 16-17 веках. Существует предание, что населенный пункт образовали представители воршудного рода Мӧнья. Легенда гласит, что в далеком прошлом человек из этого рода поднялся по реке Арлеть, а потом по притоку реки, русло которой напоминало рога (удм. «сюр»). Предок поселился у родника и назвал поселение Сюромошур («сюр» — рога, «шур» — река). Еще у деревни есть название Мыння-Коӵыш или просто Коӵыш («кошка»). Предполагают, что в поселении раньше было много «ведӥн» (ведьм), которые превращались в кошек.

Ученые же не могут объяснить происхождение названия. Скорее всего, от слова «сюро» («имеющий гряду, хребет»).

По одной из легенд, давным-давно мужчина с фамилией Шиляев из деревни Чибирь-Зюнья отправился в путь искать счастье. Никто не знает, долгим или коротким был его путь, но однажды ночью он сошел с дороги и остановился на лугу. Понравилось ему место, так как там протекала река. Утром мужчина продолжил путешествие, но на следующий год вернулся и остановился у понравившейся реки. Но и здесь он не нашел счастье, поэтому назвал это место «шакта» (удмурты называли так что-то плохое). Так и появилась на карте республики деревня Шахтапи. Ее русское название — Большой Чибирь.

Ученые говорят, что Шакта –это личное имя, «пи» — сын, мальчик, «гурт» — деревня, то есть «деревня, основанная сыном Шакты» [Атаманов 2015, с. 886].

Источник

Неисчезнувшие язычники Удмуртии: чем привлекательна для туристов деревня Карамас-Пельга

Деревне , расположенной недалеко от Киясово, более 300 лет. Сегодня она известна как оазис аутентичной удмуртской культуры, которую жители деревни сумели пронести через века. Пожалуй, именно здесь лучше всего сохранилось удмуртское язычество, которое и привлекает туристов со всей республики и других регионов России.

Религия предков

Деревня своим названием обязана именно этому роду, а вот существованием — еще одному: . Трое братьев, которые вышли в лес на охоту, настолько поразились красотой этих мест, что решили перевезти сюда свои семьи. Первое упоминание о «двух деревеньках с 3 дворами» относится к 1710 году. Две родовые группы действительно жили разрозненно: удмурты были крещеными язычниками, — некрещеными. У них были свои отдельные кладбища и священные рощи, где они поклонялись природе и приносили в жертву животных, при этом два семейства между собой никогда не враждовали. Так продолжалось примерно до начала XX века. Потом границы между и постепенно начали стираться, что, однако, не помешало жителям деревни сохранить уникальность этих мест и продолжать считать себя язычниками — последними язычниками Удмуртии.

Местные жители, хоть и почти все крещеные, в церковь ходят редко: религия предков в них сильнее. Здесь проводят обряды, давно утерянные в других деревнях. Как и раньше, молятся Инмару — высшему языческому божеству удмуртов.

К роднику Катанчи приходят за водой не только туристы, но и местные жители. Фото: Григорий Фомин ©

При этом жители считают своим долгом поделиться знаниями с окружающими, сделать так, чтобы как можно больше людей имели представление о старинных обычаях удмуртской деревни. Сюда приезжают этнографы, работники культуры, обыкновенные школьники. А в последнее время зачастили туристы из других регионов — это стало возможным благодаря Центру удмуртской культуры, который работает в деревне чуть больше 5 лет.

Особенный род

В центре деревни стоит небольшой деревянный дом. Он старинный, создан еще в годы. Его построил Актан — незаконнорожденный сын женщины, которая вышла замуж и уехала из , бросив ребенка на произвол судьбы. Мальчик вырос на подаяния. А когда, будучи уже взрослым, захотел свой дом, ему дали землю, которую никто не брал. Там находилась Быдзым куала (место для молений) рода , и все деревенские боялись этого места.

Выбора у Актана не было. Он построил небольшой домик, женился на вдове с двумя сыновьями и дал им свою фамилию — Артановы. Умелые и трудолюбивые Артановы расширили дом, на первом этаже обустроили магазин, на втором жили сами. Вскоре Артановы оказались раскулаченными советской властью, колхоз забрал все добротное хозяйство и золото, нажитое большим трудом…

«Дом у них отобрали, устроили там контору. Моя бабушка Евдокия с детьми переселилась в маленький домик, а после того, как построили новую контору, бабушке вернули дом. Она убрала некоторые бревна, и он дошел до нас вот в таком состоянии», — рассказывает Елена Петровна Белослудцева, в девичестве Артанова.

Центр удмуртской культуры в деревне Карамас-Пельга. Фото: Григорий Фомин ©

Она — праправнучка Актана и директор Центра удмуртской культуры.

«Бабушка умерла в 1993 году, ей было за 90 лет. Это священное место с молельным домом она оберегала до самой своей смерти — была жрицей рода. Именно сюда приходили освящать ритуальную кашу, сюда заходили все те, кто собирался жениться или выходить замуж, уходить в армию… Здесь бабушка по ночам молилась за своего сына — моего отца, которого в Великую Отечественную войну юношей отправили на передовую», — вспоминает Елена Петровна.

Экскурсия по деревне Карамас-Пельга

В середине прошлого века молельный дом разобрали по приказу председателя колхоза. Ни у одного из местных мужчин сделать это не поднялась рука, поэтому пришлось вызвать бригаду из Киясово.

А дом и другие надворные постройки бабушка Евдокия завещала своей дочери. Но все ее дети уехали из , и хозяйство стало разрушаться. Инициаторами возрождения Быдзым куала, как и восстановления забытых обрядов, были местные старожилы из общества удмуртской культуры. В 2004 году усадьбу выкупило районное управление культуры, и 6 лет она функционировала как дом ремесел. А в 2010 году в Киясово приняли целевую программу развития въездного туризма, и с тех пор здесь — Центр удмуртской культуры.

Кстати, молельный дом восстановили в первую очередь. Теперь это снова сакральное место, входить в которое можно только по особым случаям — например, в Ильин день, 2 августа.

Три свадебных напева

Что собой представляет Центр удмуртской культуры сегодня? Это, , объект этнотуризма. Здесь 2 гостевых дома, бани — обычная и и экскурсии по достопримечательностям, например, к облагороженному роднику Сарали, тому самому, который привлек молодую пару. , — площадка для событийного туризма. Здесь проводят семинары, творческие встречи, а главное — сюда целенаправленно приезжают жители региона и России. Уже 3 года сарапульская турфирма возит в деревню жителей Самары и Саратова, которые прибывают в Удмуртию на теплоходе. В 2015 году посетили 7 тыс. человек.

«А этим летом мы впервые сотрудничали с компанией «ВолгаWolga», которая придумала мощную рекламу экскурсии в деревню язычников. Теплоход останавливается в Елабуге, оттуда туристы приезжают в , затем в Бураново и Сарапул. Маршрут по Удмуртии занимает 6–7 часов, из них полтора часа принимаем мы», — говорит Елена Белослудцева.

За этот короткий период гостям показывают программу «Три свадебных напева». У удмуртов 3 свадьбы — сюана. Сюан с жизнью (рождение), сюан с человеком (свадьба, брак) и, наконец, сюан со смертью. Если первые два обряда показывают максимально достоверно и с размахом, то о последнем чаще всего лишь рассказывают. Потому что проводят его в строго отведенное время: с 7 по 19 января, начиная с Рождества и заканчивая Крещением.

Бадзым Куала Фото: Григорий Фомин © ИА «Удмуртия»

«Йырпыд сётон („жертвоприношение“ — прим.ред.) — это последнее мероприятие для умершего человека. Если перед обычной свадьбой невесте и жениху готовят приданое родители (обычно это коровы или лошади), то на третью свадьбу дети возвращают это приданое своим предкам. Для обряда покупаются голова и конечности лошади, если умер мужчина, и коровы, если умерла женщина. Чтобы мясо отделилось от костей, их варили в большом котле, затем на этом бульоне готовили ритуальную кашу. Останки животных подвешивали на деревья в священной роще», — говорит Елена Петровна.

После обряда его участники шли домой с песнями и шутками, чтобы умершему весело жилось на том свете. В короткий промежуток с 7 по 19 января бывает 2–3 таких мероприятия. Необычное и мистической действо особенно привлекательно — в январе в приедут группы из Екатеринбурга, которые забронировали тур еще в октябре.

Познавательную часть досуга, которая ждет туристов в , в скором времени дополнят отдыхом на природе. На роднике Сарали почти доделали купель, в планах — оборудовать пруд для рыбалки и купания и построить еще несколько гостевых домиков, чтобы принимать еще большие толпы туристов и рассказывать им о настоящей, непридуманной удмуртской жизни.

Неисчезнувшие язычники Удмуртии: чем привлекательна для туристов деревня Карамас-Пельга

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Научные работы на RJ-diplom.ru
Adblock
detector